2017-12-11 12:41 |
О проекте:
Когда мы первый раз встретились, речь шла совершенно о другом кино, - говорит автор сценария Олег Маловичко. - А потом родилась идея сказки. Еще до того, как появилось фигурное катание, как выстроился костяк истории. Не просто красивая добрая сказка, а сказка мрачная, сказка братьев Гримм, со злой мачехой, с брошенной сиротой, которая убегает из дома, чтобы встретить призрака своей матери. И когда возник этот образ, история стала складываться сама собой, сказочные мотивы переплелись с мотивами реальными.
Мне кажется, это очень современная картина, снятая современным языком для современного зрителя. При этом на извечные темы: про взросление и про юношеский максимализм, про мечту и про несбыточность мечты, про наше одиночество и про желание, чтобы рядом был близкий человек, - рассуждает продюсер Федор Бондарчук.
Я думал о музыкальном кино уже давно, но с тех пор как посмотрел фильм "Через Вселенную" Джулии Теймор, влюбился в жанр окончательно, - рассказывает режиссер Олег Трофим. - На тот момент я уже занимался съемками музыкального видео, учился режиссуре в институте, что-то пробовал. Лет семь я так и ходил вокруг да около, взрослел. В середине 2015-го Михаил Врубель и Александр Андрющенко предложили мне сценарий. Для меня это был долгожданный дебютный проект в кино, но тот факт, что сценарий был написан с расчетом именно на музыкальную форму, сильно меня напугал. Но ребята верили в меня сильнее, чем я сам, сказали: "Мы тебя поддержим". И поддержали, за что я им очень благодарен.
Этот фильм - мое счастье, моя победа, мое достижение, - говорит Аглая Тарасова. - Я стала уважать себя. Моя жизнь разделилась на до и после, я стала другим человеком на этом проекте. Мне кажется, я очень выросла и после этого фильма началась моя дорога, на которую я давно хотела встать. Это очень добрая картина о любви, о прощении, о том, что победа не всегда значит выигрыш, о поддержке, о дружбе. Мне очень хотелось бы, чтобы люди, выходя с этого фильма, улыбались и обнимали своих близких.
Когда меня утвердили на роль, я разочаровался в российском кинематографе, - продолжает Милош Бикович. - Подумал: неужели в России нет талантливых актеров, которые смогли бы сыграть эту роль менее бездарно, чем я? А если серьезно... Потом, когда я увидел материал, я понял, что эти ребята - продюсеры, авторы сценария, режиссер - гениальные люди! Я уверен, что стал частью большой картины.
Тема фигурного катания и художественной гимнастики мне всегда была интересна, потому что я восхищаюсь и Тарасовой, и Винер, - добавляет Мария Аронова. - Я считаю, это две великие женщины, и хотя бы чуть-чуть приблизиться к ним по теме было очень интересно. Когда же я стала разговаривать с людьми, которые нас консультировали, с родителями детей, которые занимаются фигурным катанием, я пришла в еще большее восхищение. На какие жертвы идут родители! Какие над собой претерпевают мучения и издевательства, в прямом смысле этого слова, эти дети! Это такой холод, такие травмы, такая работа... Это какие-то фантастические люди. Я бы не смогла так, я бы пожалела свое дитя.
О кастинге:
Кастинг шел долго - несколько месяцев, потому что главное для нашей героини - спорт. И дело тут не в сложностях в съемочном процессе, где главные артисты должны кататься на коньках. Дело в том, что профессиональные спортсмены - другие, не такие как все. У них мотивация другая, юность другая, все другое, - поясняет Федор Бондарчук. - Я все время вспоминаю историю из детства. Когда я шел в школу (и не сказать, чтобы торопился), Илзе и Андрис Лиепа уже возвращались с репетиции в Большом. А когда я шел из школы, они уже шли на очередную репетицию. Мы - почти ровесники. Но они другие. У них характер другой, стремления, воля. И вот эту черту характера, присущую героям нашего фильма, мы и искали в глазах артистов, а вовсе не умение стоять на коньках.
Аглаю искали долго, - рассказывает продюсер Михаил Врубель. - Разных актрис рассматривали, обсуждали, но все они чем-то не подходили. А когда вдруг появилась Аглая, это было как гром среди ясного неба. Когда мы ее утвердили, мы и понятия не имели, чья она дочь. Мы знали Аглаю как актрису, которая нам очень понравилась на пробах. А потом, когда выяснилось, что Ксения Раппопорт ее мама, мы подумали, что снять их вместе будет правильно, логично. Даже несмотря на то что в кадре они друг с другом не встречаются.
Милоша Биковича мы утвердили буквально сразу после проб, - продолжает Олег Трофим. - Тренера Шаталину "рожали" долго. Но когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого - ни у меня, ни у продюсеров, ни у Федора Бондарчука - не возникло никаких сомнений: мы сразу поняли - это она. Это действительно мастер, это то, что нам нужно.
С Александром Петровым мы работали еще на "Притяжении" и знали, что он блестящий актер, - добавляет Михаил Врубель. - Но долгое время не хотели приглашать его на пробы, думая, что лучше попробуем найти кого-то нового. Но когда в уже критический момент Саша пришел на пробы и все сделал, это был, конечно, эффект шока, потому что разница между ним и его ближайшим конкурентом была просто колоссальная.
Кастинг на "Лед" начался еще во время съемок "Притяжения". И, представляете, меня не звали на пробы, - делится Александр Петров. - Миша Врубель и Саша Андрющенко так воодушевленно мне рассказывали о готовящемся проекте, съемки которого будут проходить на Байкале. Единственное "но" - они никак не могли найти главного героя, хоть и перепробовали стольких актеров. Я еще подумал: а что ж меня-то не пробуете? Но ничего ребятам говорить не стал. Им хотелось такого нелепого и смешного персонажа, каковым они меня не считали. И вот до съемок остается буквально пара недель, группа уезжает в Иркутск, а главного героя все нет. И тут ребята решают все-таки меня попробовать, а вдруг? Я пришел на пробы, скорее, ради прикола. Но буквально на следующий день меня утвердили. Ребята недоумевали: то, что они искали, было совсем рядом, у них под носом.
О съемках на Байкале:
На Байкале снять некрасиво просто невозможно, - рассказывает художник-постановщик Жанна Пахомова. - Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, поэтому там было довольно скользко. Плюс так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы. Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС.
Технически снимать на Байкале было непросто, потому что туда сложно добраться и привезти всю технику, - рассказывает продюсер Александр Андрющенко. - У льда озера Байкал есть характерный звук. Передать его невозможно, но можно услышать в фильме. Это как подводные звездные войны, когда из разных мест постоянно раздаются как будто выстрелы из бластеров. При этом на льду, который и так весь в трещинах, то и дело появляются новые. И несмотря на то что с нами были сотрудники МЧС, нам было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков.
Выглядело все довольно опасно, - подхватывает Михаил Врубель. - Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы увидели машину, наполовину торчащую из-под льда. В такие моменты пытаешься успокоить себя, что нас это не коснется. Но оказываясь на расстоянии 200-300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, наступает некоторая нервозность.
На Байкале у нас были первые съемочные дни, - рассказывает Аглая Тарасова. - То есть мы начали не с комфорта, не с теплой Москвы, а с самого сложного. И, разумеется, первый день, первая сцена - эмоционально тяжелая, с рыданиями, где моя героиня уже в инвалидной коляске. Но почему-то нам на Байкале все давалось легче. И даже на коньках на природном льду озера нам с Сашей Петровым было кататься проще, чем на льду профессиональном: мы там ехали как по маслу. При этом было дико холодно, этот холод сковывал, я действительно начинала себя чувствовать немного парализованной. Но природа помогала. Это была фантастика.
Когда выходишь на лед, и вокруг почти никого нет, лед начинает с тобой разговаривать, - рассказывает Александр Петров. - Это поразительно. Днем этот треск очень громкий - это лед вслух разговаривает. Вечером его почти не слышно - это он шепчет, и его можно услышать, приложив ко льду ухо. Это удивительные, конечно, вещи. И энергетически очень сильные.
О тренировках по фигурному катанию:
Последний раз я стояла на коньках лет в пять, - рассказывает Аглая Тарасова. - У меня вообще со спортом отношения на "Вы" складывались. Но изначально, когда я пришла на тренировку, у меня была уверенность, что сейчас я легко прыгну тройной тулуп, просто объясните мне как. А уже к концу первой недели мне хотелось плакать, бежать к продюсерам и говорить, чтобы они срочно, пока не поздно, искали другую актрису, пока я все не испортила. Было страшно, с непривычки болели ноги в коньках. Падений я не сильно боялась, но очень хотелось сделать все самостоятельно. Тренером у меня была Катя Гербольд. Она же была моим дублером в фильме. Мы с ней занимались несколько месяцев. Катя мне очень помогла. В итоге я не научилась ни прыгать, ни делать какие-то невероятные кручения, но стала спокойно себя чувствовать на коньках: научилась ехать быстро, ехать назад, даже выполнять какие-то несложные элементы.
Раньше я думал, что фигурное катание - это больше женский вид спорта, - говорит Милош Бикович. - Не то, чтобы кататься, я стоять не умел, поэтому так и думал. Тренировался я много. Честно, удивлен, что зубы все остались на месте. А если серьезно - это только выглядит легко. В этом и есть красота. Но кататься очень тяжело. Это очень мужественный спорт и требует нечеловеческих усилий. Я упал во время тренировки всего один раз. Но, поверьте, этого достаточно. Как только подумал, что у меня что-то на льду стало получаться, тренер мне говорит: "А теперь давай с легкостью и улыбкой...". А я нахожусь на грани жизни и смерти и чувствую, что один неправильный шаг и - буду целоваться со льдом.
О музыке:
Для нас было важно найти нашу, российскую музыку. Дело не в патриотизме, а в уверенности в том, что в нашей стране, в нашей культуре рождено такое количество первоклассной, качественной, важной, эмоциональной и трогательной музыки, что ее точно хватит на наш фильм, - рассказывает режиссер Олег Трофим. - Искали долго, потому что музыки действительно много. И это были, скорее, мучения не поиска, а выбора. В какой-то момент я подумал построить фильм полностью на музыке Земфиры, но это было рисковая концепция. Хотя в итоге целых два ее трека звучат в фильме.
Я ищу себя в русском кино. Меня интересует драматический жанр, - делится музыкальный продюсер Антон Беляев. - Поиски композиций оказались самой тяжелой частью. Да и потом, уже после этапа согласования, приходилось что-то менять, от каких-то песен отказываться. Некоторые отобранные нами композиции не попали в картину потому, что мы не смогли договориться с исполнителями и авторами песен на их использование, или их не устраивала наша аранжировка.
В фильме звучат прекрасные музыкальные номера: нам дала свои песни Земфира, есть песни Ивана Дорна, группы "Кино", группы "Пятница", - добавляет Аглая Тарасова. - Я была потрясена, что мне досталась песня Земфиры "Бесконечность", она одна из моих самых любимых певиц, я была очень счастлива. Но это тяжелая песня, высокая, а у меня от природы достаточно низкий голос. И я параллельно с тренировками на коньках и занятиями хореографией брала уроки вокала. Это был кайф. Вокалом я занималась месяца три с педагогом Машей Кац, а записывал песню музыкальный продюсер Антон Беляев.
По сюжету c самого детства Надя (Аглая Тарасова) верила в чудеса. Она представляла себе, как выходит на лед под овации публики и танцует свой самый красивый танец. И вот, благодаря вере и упорству, Надя становится знаменитой фигуристкой. Но когда ее мечты о громких победах, красивой жизни и прекрасном принце уже, кажется, готовы исполниться, судьба преподносит ей настоящее испытание. И чтобы его пройти, нужно будет снова, как в детстве, поверить в мечту. Вскоре Надя знакомится с хоккеистом Сашей (Александр Петров), благодаря которому снова обретает веру в жизнь.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...