2018-11-19 20:00 |
В современном мире все развивается и движется со скоростью бешеной перемотки – во всех сферах, в том числе и кино. Еще пару лет назад о таком формате, как веб-сериалы, в наших широтах не то что не знали - им просто не пользовались. А сегодня сразу несколько ведущих российских режиссеров, включая Валерию Гай Германику и Бориса Хлебникова, осваивают веб-пространство.
Чем оно лучше? Больше свободы (а также секса и мата, как шутят некоторые), больше возможностей для эксперимента и - что немаловажно - меньше затраченных на производство средств. Как итог - за один этот год в пространстве Рунета появилось несколько ярких проектов, которые невозможно не отметить. Для последнего теперь есть специальный фестиваль Realist, который впервые был организован в Нижнем Новгороде этим летом. И специальная премия для достижений в области веб-индустрии, которую в минувшее воскресенье также впервые провели с подачи команды проекта Digital Reporter.
К премии этой у меня особое отношение и вот почему: по стечению обстоятельств я – конечно, тоже впервые – оказалась в жюри прессы, от которого во время мероприятия вручался отдельный приз. Мир веб-сериалов, такой далекий раньше, за последний месяц стал для меня гораздо ближе. И теперь, когда основные призы – красивые статуэтки в виде скульптуры одного из пионеров освоения космоса Юрия Гагарина – вручены победителям, можно поделиться впечатлениями: как от просмотренных проектов, так и от самой премии.
Разброс без шатания
Всего в первом конкурсе веб-сериалов участвовало 15 проектов – причем самой разной направленности. Были такие очевидные лидеры, как проект Михаила Зыгаря, Карена Шаиняна и Тимура Бекмамбетова "1968.Digital". Первый в России вертикальный сериал, который можно смотреть на любом смартфоне, ода эпохе 60-х, где исторические личности, о которых раньше читали в учебниках, пишут друг другу смс, наговаривают аудио, ссорятся в Facebook… в общем, ведут себя как обычные активные пользователи соцсетей. Ироничная и доступная манера, в которой Зыгарь и Ко рассказывают пользователям телефонов о делах минувших дней, конечно, не осталась без внимания. Проекту отдали приз "за оригинальное концептуальное решение" и вручили статуэтку "выбор прессы".
Помимо интерактивности некоторых конкурсантов отличал и почти документальный подход к действительности. В спецпроекте портала "Такие дела" - веб-сериале "Жизнь человека" - без сантиментов, но с невероятной нежностью рассказывалось о буднях хирурга-онколога Андрея Павленко, который сам столкнулся со страшным диагнозом, но сдаваться не собирается. "Жизни" на церемонии вручили приз за самый яркий образ.
Выше лишь два условных полюса, между которыми находились другие - по большей части игровые - проекты. В заявленных темах были как будни девушки, которая мечтала стать актрисой, а на полпути переквалифицировалась в блогера ("Квин" - "Лучший сериал для коммерческой интеграции"), так и рассказ о странном парке ужасов, где каждая зона посвящена знаку зодиака, и чем дальше в лес, тем страшнее (Park). Разброс тем большой, уровень исполнения тоже. Впрочем, все 15 проектов отличало главное - оригинальность. Ни один из веб-сериалов не был похож на другой. Остается надеяться, что в будущем количество номинаций на премии увеличится и судить такой оригинальный контент можно будет не по общему гамбургскому счету.
Шутки ради
Бодро, быстро, интенсивно - такими словами можно описать саму церемонию, за ироничную составляющую которой отвечал ведущий Иван Ургант. Шутил про Ольгу Бузову и наряды гостей, про сам приз, называя блестящего Гагарина "Оскаром, которому нечего стесняться". Курс на юмор, где-то цинизм, а где-то самоиронию, можно назвать лейтмотивом мероприятия. Даром что и главный приз за "Лучший веб-сериал" ушел сатирическому проекту "Бар "На грудь" - истории о питерском заведении, куда посетители приходят излить душу симпатичной барменше с 4-м (а то и 5-м) размером груди и параллельно влить в самих себя побольше горячительного. Еще один основной приз - за лучшую режиссуру - был вручен проекту "В постели", веб-сериалу, иронично переосмысляющему тему отношений в самой интимной из сфер. Налицо главный плюс веб-пространства по сравнению с телеэфиром или киноэкраном - именно в интернете этот проект с большим количеством смелых сцен смог найти своего зрителя.
Форма анекдота, если смотреть на конкурсные сериалы, пока вообще кажется самой удобной для веб-формата. Главное - придумать хорошую шутку и отрабатывать ее в течение 5-10 минут заявленного на серию времени. Например, снимать ироничное ток-шоу об изгоняющем нечисть ведьмаке как в веб-сериале "Паранормалы". Или взять в оборот тему российских хакеров, якобы укравших половину секретных баз данных Америки, как это сделали авторы проекта Russian Hackers Life. Последние, впрочем, не учли непреложного правила как создателей веб-контента, так и организаторов самой церемонии - чем короче, тем лучше. Ведь даже самая удачная шутка, изрядно затянувшись, уже не кажется такой смешной.
С призами и без
Выходя на сцену в финале церемонии создатель проекта Digital Reporter Антон Калинкин сформулировал главную тенденцию рынка: "Раньше зритель шел за контентом, а теперь время поменялось, и контент идет за зрителем". Уже сейчас онлайн-кинотеатры начинают присматриваться формату веб-сериалов и сотрудничать с их создателями. И совсем скоро, помимо последних эпизодов "Игр престолов", мы будем смотреть новые, совсем небольшие серии локального веб-контента. Тот же Иван Ургант, чтобы не отставать от идущих вперед, в шутку анонсировал на премии собственный 65-серийный проект "Дыхание в темноте". Ждем премьеры, Иван. А пока, пользуясь случаем, освещаем еще три интересных конкурсных проекта, который вчера, увы, остались без призов.
"Все сложно"
Фильм-игра, интерактивное кино, которое выпустили портал "Такие дела" и фонд "Нужна помощь". Она (Ирина Старшенбаум) и Он (Риналь Мухаметов). У нее Вич-положительный статус и страх: что не поймут и не примут, испугаются диагноза и миллиона других вещей, которые связаны с предубеждениями против этого заболевания в России. Избавиться от стереотипов и слепых пятен в знаниях можно как раз во время просмотра: зритель здесь сам решает, по какому пути пойдет тот или иной герой и что именно скажет, а заодно узнает и правильным ли был выбранный им вариант ответа.
"Это я"
Режиссер Андрей Феночка и сценарист Елизавета Симбирская рассказывают историю обычной девушки Кати, чья жизнь после выпуска из Строгановки наполнена постоянными поисками себя, работы и любви. Неудачные отношения и подлые работодатели, комичные ситуации и неожиданные развязки - все это в каждой серии, которая длится от 3 до 6 минут. И ничего лишнего.
"Доверие"
Оригинальный концепт и, без преувеличения, добрый подход к героям и их историям. Двенадцать людей с самыми разными профессиями и жизненными ценностями рассказывают о том, как они представляют себе доверие. В качестве иллюстраций - рисунки талантливых аниматоров, работавших под руководством режиссера Валерии Гай Германики.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...