Культподход: как Данила Козловский и Константин Хабенский стали режиссерами и что за кино они сняли

2018-4-19 20:45

Смена роли в рамках актерской профессии заложена в самой природе лицедейства: тут вам и постоянное чередование образов, и примерка масок, и тасование характеров. Смена роли в рамках кинематографа вообще, да еще и в сторону режиссуры, - другая история. С одной стороны, у такого "сменщика" - известного актера, решившего стать режиссером, - за плечами опыт работы на площадке. С другой, вагон скепсиса и ожиданий от тех же коллег и зрителей - когда завышенных, когда наоборот. Карт-бланша обычного дебютанта тут не бывает: этих актеров уже знают, от них сразу чего-то ждут. Ну, а если этот "дебютант" решается еще и сыграть в своем первом большом кино - ставки удваиваются. Примеров актерско-режиссерских карьер в современном российском кино (90-е и дальше) немало, и практически все они удачные. Владимир Машков и Ролан Быков, Михаил Козаков и Рената Литвинова. Наконец, Федор Бондарчук и Никита Михалков. Все сплошь известные люди, которым удалось не то чтобы сменить профессию, но словно бы играючи приплюсовать в резюме к одной должности другую. Правда, в последнее время к списку одаренных в обоих областях никто не торопился присоединяться. В этом году на две площадки начали работать сразу две известные персоналии российского кино: Данила Козловский выпускает свой режиссерский дебют "Тренер", а Константин Хабенский - свой проект "Собибор". Два разных фильма с двумя разными темами и два актера, которые... не собирались изначально их снимать. Как это произошло?

"Тренер"

Выход в прокат: 19 апреля

О чем

Неудачно забив пенальти на решающем мачте, известный бомбардир Юрий Столешников (Данила Козловский) в мгновение ока оказывается списанным со счетов. Игроки провинциального ФК "Метеор" из Новороссийска, над которыми он взял шефство, - его единственный шанс для перезапуска карьеры. Правда, подопечные Столешникова стабильно продувают матч за матчем и слава Зидана или Месси им не грозит. Но новоиспеченный тренер не отчаивается и продолжает надеяться, что под его руководством "Метеор" таки пробьется в премьер-лигу, тем самым заново открыв для него дорогу в большой футбол.

С чего все начиналось

По признанию актера (а также режиссера, продюсера и соавтора сценария) Козловского, изначально им двигали актерские амбиции. А именно - давнее желание сыграть футбольного тренера, показать не только премудрости популярного вида спорта, но и его закулисье, свой особый спектакль, который разворачивается на бровке во время каждого матча. Единомышленники нашлись быстро, а вот желающие взять на себя роль ведущего такого амбициозного проекта - нет. Так, друг и коллега Данилы, режиссер Павел Руминов, идею одобрил, но предложил тому взяться за фильм самому. Дальше в дело вступил принцип "хочешь сделать хорошо - делай сам". Козловский лично прорабатывал все сцены, правил сценарий, искал финансирование, подбирал актеров и лично же встречался с каждым при утверждении на роль - был везде и всюду. Лично же режиссер Козловский утвердил и актера Козловского на главную роль:

Я понимал сразу что, хочу сам это играть. Это мое убеждение: если нет ярких ролей, которые тебе предлагают сыграть, значит надо садиться и писать самому.

Тут, как говорится, и не поспоришь.

Двое: Я и моя тень

Как договариваются режиссер и актер на площадке, когда это один и тот же человек? По словам Козловского, поначалу "обоим" пришлось непросто:

Не было человека, который мог ко мне подойти и сказать: "Дань, вот так и так, здесь хорошо, здесь плохо. Здесь поправь, здесь уточни". Было несколько раз, когда я на автомате подбегал к плейбэку и ждал, что ко мне подойдет режиссер и скажет как надо.

Если исполнитель главной роли в "Тренере" и нуждался в каких-то указаниях, то режиссер-Козловский чувствовал себя на площадке более уверенно. Причина: в прошлом он уже пробовал свои силы как продюсер, а значит про самое главное в кино - где взять деньги на проект мечты и как ими правильно распорядиться - знал не понаслышке.До "Тренера" я как продюсер сделал несколько картин, и, как мне кажется, это правильный опыт для любого режиссера. Ты должен точно понимать, каким инструментарием ты обладаешь для того, чтобы решить свои художественные задачи. Очень полезно каждому режиссеру пройти продюсерскую школу и не думать, что все продюсеры - пошляки или разрушители твоих больших художественных затей и ничего не понимают. На самом деле, кинопроизводство в России - вещь очень сложная, денег часто не хватает, а при этом есть мировые стандарты, которые достигаются гораздо большим бюджетом. В этом смысле продюсерский цех пытается быть изобретательным: за свои 3 рубля снять конкурентоспособное кино.

Команда превыше всего

Помимо изобретательности и творческого запала третьим "китом" для основания "Тренера" стала кооперация. Кино, как мы помним, процесс коллективный, а значит, многие решения на площадке принимались сообща. Например, свой вклад в развитие персонажа Вари - возлюбленной главного героя - внесла актриса и режиссер (и настоящая девушка Козловского) Ольга Зуева. Примечательно, что именно Ольга была утверждена на проект последней: режиссер долго сомневался по поводу ее кандидатуры.

В какой-то момент уже съемочная группа и мои партнеры стали убеждать меня брать Олю, так как она была самая точная и лучшая... Но я понимал, с каким предубеждением могут отнестись, когда ты утверждаешь на роль главной героини свою девушку. И очень рад, что в итоге у нас замечательная Варя в исполнении Оли.

Банально, но факт: за футбольной командой и ее тренером на экране стоит такая же команда за кадром. Правда, вместо бомбардиров, защитников и вратарей на съемочной площадке под руководством тренера-Козловского совершали ходы уже художники по костюмам, оператор, монтажер, гримеры, актеры и еще сотня-другая нужных и важных людей.

Я никогда не понимал, почему на премьерах так долго и подробно благодарят съемочную группу. А сейчас могу с уверенностью сказать, что главные люди - это те, кто шли за режиссером-дебютантом в очень сложное путешествие - моя съемочная группа, - говорит Козловский.

Что в итоге

Перфекционист до мозга костей, режиссер "Тренера" приложил руку практически к каждой детали своего первого большого кино, но не забыл о главном - команде, вместе с которой вышел на поле русского кинематографа. Получилось кино, снятое по канонам лучших зарубежных драм о спорте, но положенное на российские реалии, без фокуса на столице, которым грешит каждый второй русский фильм. Фильм без напускного ура-патриотризма, заряженный пафосом личного характера - наверное, так и стоит снимать кино о самом народном виде спорта в стране.

 

"Собибор"

В прокате: с 3 мая

О чем

Из историй лагерей смерти, созданных во время Второй мировой войны, незаслуженно забытой остается короткая "биография" польского Собибора, действовавшего с мая 1942 года по октябрь 1943-го. Именно в этом лагере 14 октября 1943 года произошло единственное успешное крупное восстание заключенных с последующим побегом, которые возглавил советский офицер Александр Печерский (его играет Константин Хабенский). О том, как готовился рискованный побег и что стало с его участниками - в кино, которое выходит в год 75-летия восстания.

С чего все начиналось

Про подвиг беглецов из "Собибора" снимал документальную картину француз Клод Лацман, выпускал художественный фильм с Рутгером Хауэром британец Джек Голд. Но в России - при всем количестве посвященных этому периоду фильмов - подобная тема изучена не была. Рассказать о не самом очевидном случае предложил глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев, чья книга "Александр Печерский: прорыв в бессмертие" и легла в основу сценария. Чуть позже продюсеры будущей картины Эльмира Айнулова, Мария Журомская и Глеб Фетисов привлекли к участию в проекте Константина Хабенского. Они же уговорили исполнителя главной роли пересесть в режиссерское кресло, логично предположив: раз актер настолько погрузился в процесс и горит проектом, он вполне может стать и режиссером.

До этого мне казалось, что я был не готов вести такой проект. Да и в целом я не собирался заниматься режиссурой, но подумал, что попробовать нужно, раз есть такая возможность. Видимо, сказался в целом большой опыт в кино: я ведь много фильмов смотрю, общаюсь с режиссерами, операторами и коллегами по площадке и вижу процесс изнутри. Или, наверное, пришел какой-то свой особый физический и жизненный возраст для того, чтобы выдохнуть, выплеснуть все, проверить свои режиссерские амбиции на прочность, - говорит о своем решении Хабенский.

Режиссер и худрук

На самом деле Константин до этого уже сидел в режиссерском кресле и не раз - правда, лишь в качестве гостя: отсматривал рабочие моменты картин, в которых принял участие, обсуждал творческие решения с коллегами. В общем, "стажировку" перед первой пробой в большом кино прошел. И выявил для себя основные ориентиры:

Главное при подготовке к съемкам было понимание, чего я хочу: а) от себя б) от коллег с) изображения. Наверное, эти три составляющие и являлись для меня главными в этой ситуации.

Еще одним "ориентиром" стал художественный руководитель проекта Андрей Малюков, автор таких исторических сериалов как "Григорий Р.", "Мосгаз" и режиссер фильма "Мы из будущего". К его советам и прислушивался Хабенский во время съемок:

Не думаю, что я режиссер-диктатор. Конечно, у меня есть свое видение, без этого не стоило бы начинать снимать. Но я старался прислушиваться к мнению коллег. Мне кажется, ни одно ценное предложение из тех, что звучали на съемочной площадке или около, не пропало просто из-за моего упрямства.

Не локальная история

Одно из основных проявлений режиссерского видения "дебютанта" Хабенского - желание выйти за пределы одной географической точки, сделать кино не про лагерь, но про то, что этот лагерь создало.

Да, на экране Вторая мировая и Великая Отечественная война, но история, произошедшая именно в этом лагере смерти, раньше затронута не была. Поэтому мне показалось, что в эту воду можно войти. В итоге у нас получилась не локальная история - хоть мы и отталкиваемся от одного места - но и рассказ мифологического характера, с ассоциациями, метафорами. Ведь мы говорим о вещах, которые происходят на протяжении всего существования человечества. Мне кажется, небесполезно лишний раз напомнить об этом и пояснить, что такое война и что значит не дорожить тем, что мы живем в мире.

Раздвинуть геополитические границы помог и международный состав картины: в роли немецких офицеров снимались актеры из Швеции, Голландии, Германии. Роль начальника лагеря сыграл американский актер Кристофер Ламберт, которого можно скорее назвать противоречивым героем, а не полноценным злодеем, показанным с преувеличенным негативом. Все пробы иностранные актеры проходили по скайпу, и утверждал их лично режиссер. С российской же стороны в фильме приняли участие Мария Кожевникова, Михалина Ольшанска и Гела Месхи.

Что в итоге

Над созданием "Собибора" трудились многочисленные научные консультанты, привлекались к участию родственники выживших беглецов и семья самого Александра Печерского. Но привлекает в картине, как замечает сам режиссер, не столько историческая правда, сколько правда личная, свой взгляд на произошедшее. Побег из лагеря смерти на экране превращается в исторический триллер, историю жесткую и не столько развлекательную, сколько держащую в напряжении почти на всем протяжении просмотра.

Подробнее читайте на ...

кино режиссер площадке правда козловский роль роли хабенский

Фото: kleo.ru

Новости. О романе Маяковского и Лили Брик снимут фильм

Известный российский режиссер Иван Дыховичный собирается снять двойной фильм о Владимире Маяковском и Лиле Брик. По словам режиссера, это будет триллер. Пока Дыховичного сдерживает только финансовый кризис. В интервью &Российской газете& режиссер пояснил, что для телевидения будет предназначен многосерийный фильм &Лиля&, а для кино — картина &Володя&. Дыховичный предлагал проект Константину Эрнсту и Первому каналу: &Это костюмная картина — большие деньги. Стали их искать. И так дожили до кризиса. Но я не оставляю надежд, что этот фильм сниму. Там должна быть короткая, но дорогая в постановочном отношении сцена — похороны Маяковского. Она может длиться 40 секунд, но будет стоить больших денег&. &Мы не отдаем себе отчета, какая это сила - кино, — размышляет Дыховичный. — Советы понимали эту силу и весьма кино занимались. Теперь никто не думает о том, что кино может выполнять кроме развлекательных другие функции&. На роль Лили Брик Дыховичный хотел бы пригласить французскую актрису Изабель Юппер: &Она одна из лучших мировых актрис и очень похожа на Лилю Брик. Маленькая, но сильная женщина, некрасивая, но привлекающая огромное внимание. Эта роль ей точно по плечу. В фильме есть еще четыре женские роли, с ними проще. В России неважно с артистами: избаловались, играя жлобов и подонков. Но есть замечательные актрисы&. По жанру новый фильм будет не романтической картиной, но триллером. &Страшная история, — говорит режиссер. — Похожа на нынешнюю ситуацию — история повторяется. 1930 год, уже все начиналось. Люди хотели, чтобы над ними стоял кто-то сильный, кто точно знает, куда идти. Интеллигенты ринулись именно в эту сторону. Сами стали отдавать все ценности - чтобы жить спокойно. А дальнейшее мы знаем&
Читать отзывы... kleo.ru »

2008-11-10 10:17

Фото: kleo.ru

Новости. Россияне выбрали самое доброе кино

Россияне выбрали самое доброе кино. Безоговорочным лидером голосования стала традиционная новогодняя лента &Ирония судьбы, или С легким паром!& Эльдара Рязанова. Причем в большинстве случаев мнение обычных зрителей совпало с вердиктом профессионалов. Итоги проходившей с 1 июля по 31 августа акции &Страна выбирает доброе кино& подведены. В результате в список десяти самых добрых картин вошла исключительно классика советского кинематографа. Первое место досталось фильму &Ирония судьбы, или С легким паром!& 1975 года. Второе место заняли &Девчата& Юрия Чюлюкина 1961 года. Самой &свежей& в списке стала картина Владимира Меньшова &Любовь и голуби& 1987 года выпуска, которая заняла третье место, сообщают &Новые известия&. Примечательно, что в данном случае мнение простых зрителей совпало с мнением кинопрофессионалов, которые участвовали в предварительном этапе голосования. Участие в нем приняли Наталья Аринбасарова, Алена Бондарчук, Екатерина Двигубская, Артем Михалков, Егор Кончаловский, Елена Морозова, Дарья Повереннова, Алика Смехова и другие. В &народной& части голосования все желающие должны были отправить письма на адрес организаторов, предложив свой вариант самого доброго фильма. Параллельное голосование проходило в интернете, его результаты — несмотря на разность аудитории — отличаются незначительно. Десять самых добрых отечественных фильмов: 1. &Ирония судьбы, или С легким паром!&, 1975 год, режиссер Эльдар Рязанов. 2. &Девчата&, 1961 год, режиссер Юрий Чюлюкин. 3. &Любовь и голуби&, 1987 год, режиссер Владимир Меньшов. 4. &Золушка&, 1947 год, режиссеры Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро. 5. &Москва слезам не верит&, 1979 год, режиссер Владимир Меньшов. 6. &Белый Бим Черное Ухо&, 1977 год, режиссер Станислав Ростоцкий. 7. &Служебный роман&, 1977 год, режиссер Эльдар Рязанов. 8. &Морозко&, 1964 год, режиссер Александр Роу. 9. &Королева бензоколонки&, 1962 год, режиссеры Алексей Мишурин, Николай Литус. 10. &Мужики!&, 1982 год, режиссер Искра Бабич.
Читать отзывы... kleo.ru »

2008-10-10 17:06

Фото: ru.hellomagazine.com

ММКФ-2015: в Москве состоялось открытие международного кинофестиваля

Звезды традиционно продемонстрировали лучшие наряды на красной дорожке Московского международного кинофестиваля, где их лично встречал режиссер Никита Михалков. ru.hellomagazine.com »

2015-06-20 01:01

Фото: ru.hellomagazine.com

"О любви с порога не кричат": Ренат Давлетьяров о фильме "А зори здесь тихие..."

Режиссер Ренат Давлетьяров рассказал о том, как он снимал новую экранизацию повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...", которая выходит в прокат 30 апреля. ru.hellomagazine.com »

2015-04-27 21:10

Фото: kleo.ru

Джордж Лукас против котиков

Мэтры современного кинематографа что-то приуныли. Все чаще известные режиссеры говорят о кризисе жанра и недостатке по-настоящему интересных идей. И особой критике подвергается Голливуд, с его блокбастерами и глянцевыми мелодрамами. kleo.ru »

2015-01-30 00:00