2017-2-28 13:53 |
Директором легендарной Таганки Апексимова стала не так давно, в 2015 году. Сегодня обновленный театр, переживший не один ремонт и перестановки в репертуаре, отмечает год с первой премьеры в новом составе - спектакля "Кориолан". Отмечает и столетний юбилей создателя и идейного вдохновителя театра, режиссера Юрия Любимова, чьи спектакли до сих пор составляют основу репертуара - это видно по афишам, встречающим зрителя при входе.
Сейчас театр находится в поиске нового образа и зрителя, но уже собирает полные залы. От скандального имиджа, сложившегося за последние годы, потихоньку отказывается. Новый директор считает, что театр - не место для политики и разборок, а провокационность и скандальность сводит к форме спектаклей.
Пока Ирина Апексимова, по традиции одетая в лаконичный черный, в стильном белом кабинете с кактусом на подоконнике и портретом Путина в шлеме на стене - все как полагается начальнику - дает интервью, артисты в холле репетируют рок-н-драму "Вий". Саму "начальницу", в которой нет ни капли пафоса или напускной строгости, нетрудно принять за солистку рок-группы. В перерывах между репетициями и визитами в бухгалтерию она успевает давать концерты в клубах с программой из одесских песен. А в новом спектакле "Чайка" даже "выпорхнет" на сцену. Сняться в кино тоже не против - только предложите.
Театр на Таганке приобретает ее черты: такой же многогранный, моложавый и простой в обращении. Премьера нового сезона - экстравагантный мюзикл "Суинни Тодд" - не только по сюжету погружает зрителя в мрачные подворотни Лондона, где из людей делают пирожки, но и по форме является иммерсивным, то есть актеры непосредственно взаимодействуют со зрителем.
Ирина, вы не боитесь, что на такой страшный мюзикл, где актеры бегают между стульями и дотрагиваются до зрителей, люди просто испугаются идти?
Начнем с того, что наши люди не из пугливых. Если мы говорим об иммерсивности - "Суинни Тодд" еще не самый страшный спектакль. Есть более экстремальные представители жанра, в которых люди бродят по комнатам и непонятен финал. Тут все-таки абсолютный театр и понятно, что все закончится аплодисментами во время поклонов. А когда в процессе спектакля выясняется, кто будет есть, а кто окажется едой, зрители даже смеются, и мне это нравится.
То есть задача была не напугать, а рассмешить?
Конечно, нас и так ежедневно пугают. Все равно театр, особенно музыкальный, даже с самым серьезным драматургическим материалом несет в себе развлекательность.
Вот и режиссер спектакля Алексей Франдетти как раз отмечал, что современный зритель идет в театр развлечься. Вы согласны с ним? Или зрителю в театре все-таки нужна рефлексия по поводу актуальных событий?
Утром в газете, вечером в куплете? Мне кажется, театр существует для другого. Он должен быть актуален чувственно, а не политическими проблемами. Режиссеру важно поймать эмоциональную волну, то, что будоражит зрителей сегодня.
По репертуару можно заметить, что вы делаете ставку на молодые таланты. Две последние премьеры – рок-н-драма "Вий" и "Суинни Тодд" - поставлены молодыми режиссерами с молодыми, малоизвестными актерами. Новая Таганка должна быть с новыми лицами?
Новая Таганка должна быть с новой, молодой режиссурой, как она когда-то начиналась с молодой команды Любимова. В этом году празднуем столетие Юрия Петровича, создаем много разнообразных ярких премьер, проводим фестиваль "Театральный марш", посвященный Любимову и продолжаем показ спектаклей, поставленных самим Ю.П.
А в начале сезона, помнится, прозвучала новость, что из репертуара Таганки изымают старые спектакли, это сразу вызвало бурю негодования…
Были сняты формально, на бумаге, те девять названий, которые уже и так не шли на сцене несколько лет, но числились в репертуаре.
Как-то вы говорили о том, что театр в понимании многих зрителей – это традиции, а не эксперименты. Таганку как раз всегда отличала революционность, прогрессивность формы и содержания. Если в Большой театр ходят в платье, то на Таганку вполне можно и в джинсах.
Таганка когда-то была сверхреволюционной, сегодня эти же спектакли смотрятся совершенно классическими. Конечно, этот театр более демократичный, молодежный. В вечернем платье на крутящемся стуле, как в "Суинни Тодде", не усидишь. Мне больше всего на этом спектакле, где нет рядов, а зрители сидят за столиками, нравится место у большого стола. Там самые дорогие билеты и самый необычный обзор – 360 градусов – полное погружение. А музыку лучше слышно за столиками выше. В этом здании театра, который начинался с кинотеатра "Вулкан", сложно выстроить звук, существуют акустические ямы.
Ближайшие спектакли "Суинни Тодд" пройдут со 2 по 5 марта
Тем не менее, в Театре на Таганке в последнее время много музыкальных премьер. Все-таки здесь выступал Владимир Высоцкий, чей юбилей мы отметим в следующем году. Да и Юрий Любимов всегда ратовал за музыкальный жанр. И "Вий", и "Суинни Тодд" вышли из вашего проекта "Репетиции"…
Да, это проект, в котором мы начали поиск тех самых молодых режиссеров. Они присылают нам свои драматургические идеи, пьесы, которые мечтают поставить на сцене Таганки. Экспертный совет выбирает, что интереснее для театра. Дальше распределяются роли, и через неделю этот эскиз смотрит фокус-группа из зрителей. А мы уже определяем, выйдет из этого премьера или нет. Так в репертуар Театра на Таганке попал "Кориолан", который отмечал год с премьеры 23 февраля, и "Эльза" в постановке Юлии Ауг. Такая история любви в духе Островского, "Поздняя любовь", если бы можно было украсть это название у автора. Оттуда же вышли и "Петербург", и "Золотой дракон".
Недавно вы говорили в одном из интервью, что нет объективных критериев, чтобы оценить драматический театр. Как тогда вы выбираете эскиз, который станет будущей премьерой? По эмоциональному отклику?
Интуиция. Все равно драматический театр - это очень вкусовая история. Что тебе в данный момент интересно, то и нравится. Все очень субъективно.
Вы больше ориентируетесь на отзывы зрителей или мнение экспертного жюри?
Зрители важны, но у нас квалифицированный совет, так что опираемся на собственные, коллективные ощущения. Пытаемся угадать, станет спектакль победой или нет. Я делаю только то, во что верю.
Расчет здесь, наверняка, и экономический. У каждого театра свой зритель. Кто-то делает ставку на классику, кто-то пытается удивить, даже шокировать… Как ведет себя Таганка?
Если собрать все премьеры за год, то получится пестрая картинка. "Вий" и "Суинни Тодд" - шокирующие, шекспировский "Кориолан" - классика, но современно поставленная. "Золотой дракон" абсолютно не вписывается ни в какие рамки, при этом "Эльза" - очень классический спектакль, несмотря на современную драматургию. Вроде все очень просто, но эмоции, которые я вижу на лицах зрителей после спектакля, это, наверное, одно из самых сильных впечатлений.
В спектакле "Суинни Тодд" играет ваша дочь - Дарья Авратинская. Она советовалась с вами по поводу выбора профессии?
Она не советовалась со мной. Да, она собиралась поступать в театральный институт. Я пыталась не столько отговорить, сколько проговорить все неприятные моменты профессии. Несмотря на то что она росла в актерской семье и видела много сложных моментов, все равно у нее достаточно успешные родители (отец Дарьи - актер Валерий Николаев - Ред.). Но я пыталась еще раз ей сказать: необязательно ты станешь популярной актрисой, необязательно все в тебя влюбятся и начнут ходить в театр на твои спектакли. Популярность - это случай, она не является критерием актерского качества. Это самая тяжелая профессия, задевающая самолюбие, нужно быть очень собранным, сильным внутри человеком.
В итоге она выбрала ту же Школу-студию МХТ, которую оканчивали вы. Только мастером ее был не Олег Табаков, а Дмитрий Брусникин.
Теперь у них совсем другая система обучения. Конечно, я постоянно ее пинаю и не даю существовать спокойно. Но она и сама идет по правильному пути, не витает в облаках: мол, знаете, я сыграла две главные роли за полсезона, и в МХТ, и на Таганке ("Гордость и предубеждение" в МХТ. – Ред.) Она работяга.
А труппу вы воспитываете в строгости или по-дружески?
Я не умею работать в атмосфере недоверия и страха, пытаюсь наладить нормальные человеческие отношения. Для меня театр – это близкий коллектив. Но иногда случаются моменты, когда люди неправильно это расценивают, принимают за некую слабость. Видимо, в чем-то надо оставаться директором-диктатором.
Вообще, это две столь разные роли: быть актрисой и директором. А где больше творческой свободы?
Я директор во всех бумагах и документах, в принятии каких-то решений и устранении проблем. Во всем остальном я актриса. В каждой профессии есть плюсы и минусы, но везде интересно. Здесь тоже можно реализоваться творчески не хуже, чем актеру.
До того как стать директором Таганки, вы работали в Театре Романа Виктюка. Но на Таганке вы совмещаете эту должность с обязанностями художественного руководителя. Как же вы все успеваете?
С Театром Романа Виктюка Таганку не сравнить по масштабу. Там было гораздо проще. Здесь я решила попробовать реализовать свои творческие замыслы. Сейчас у нас готовится интересная премьера - "Красная шапочка" Жоэля Помра, французского драматурга. Это другая, взрослая "Красная шапочка", в которой девочка взрослеет, превращается в женщину и постепенно увядает. Две прекрасные актрисы играют дочку, маму, бабушку… Невероятно стильная, трогательная постановка. Затем у нас будет "Чайка" Антон Палыча Чехова. Это дебют на Таганке литовского режиссера Дайнюса Казлаускаса. Мы акцентируем внимание на том, что это 73458-я постановка пьесы, как бы отвечая на риторический вопрос: доколе можно ставить эту пьесу? Дальше запланирован "Старший сын" Вампилова в постановке потрясающего Дениса Бакурадзе, совершенной жемчужины современного театра. В начале нового сезона приступаем к репетициям пластического спектакля по басням Крылова, его ставит солист Венской оперы Андрей Кайдановский.
А вам не кажется, что у нас слишком консервативная публика, не готовая принимать новые веяния, эксперименты?
Публика невероятно разнообразная. Главное, что на каждый спектакль находится своя. Обязательное условие - приходить в театр открытым, без предвзятых ощущений. Иначе ты обкрадываешь сам себя.
Получается, происходит некая зрительская работа даже на развлекательном спектакле?
Конечно, душа обязана трудиться. А душой работать гораздо сложнее, чем руками и ногами.
Текст: Дарья Лабутина/HELLO.RU
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...