2019-7-28 14:10 |
"Офелия", реж. Клэр Маккарти, 2018 год
В ролях: Дейзи Ридли, Наоми Уоттс, Клайв Оуэн, Джордж МакКей
Как можно понять из названия, чуть ли не впервые за всю историю экранизаций "Гамлета" фокус смещается на самую хрупкую и несправедливо позабытую героиню - юную Офелию, погибшую под жерновами постигшего Эльсинор злого рока. Наивная особа, которую угораздило влюбиться в принца, а после - сойти с ума от обрушившихся на нее ударов судьбы, занимала в пьесе совсем немного места. В фильме же Клэр МакКарти девушка становится не только главной героиней, но и перестает быть нежной фиалкой, терпеливо ждущей своего часа. Поведение новой Офелии, хоть и живущей в декорациях века давно прошедшего, скроено согласно канонам современной фем-повестки. А играет ее ни много ни мало джедай из франшизы "Звездные войны" Рэй - вернее, британская актриса Дейзи Ридли. Такая и сдачи дать может, и принца датского своим бойким характером увлечь.
Впрочем, налет Me Too не превращает "Офелию" в слишком серьезную для просмотра драму. И сам принц, и его бойкая возлюбленная еще не достигли возрастной отметки 30+, а потому страдания их сродни метаниям двух подростков. Просто на этот раз показаны они с точки зрения девушки.
"Офелия" идет в российском прокате с 25 июля
"Розенкранц и Гильденстерн мертвы", реж. Том Стоппард, 1990 год
В ролях: Тим Рот, Гэри Олдмен, Йен Глен
Еще одни обделенные вниманием герои шекспировской пьесы сначала вышли на авансцену в пьесе британского драматурга Тома Стоппарда, а после он же решил снять про своих Розенкранца и Гильденстерна кино. События в датском королевстве с точки зрения случайно заброшенных на этот праздник жизни персонажей получились тем еще фарсом. Умело прикидывающийся романтиком Гамлет (его играет "сэр Джорах Мормонт" Йен Глен), разброд и шатание среди остальных членов королевской семьи и весьма странная труппа заезжих актеров, которые постоянно попадаются Розу и Глену на глаза. Мастер абсурда Стоппард вкладывает в уста этих персонажей (в исполнении молодых Тима Рота и Гэри Олдмена) остроумные реплики, и каждая новая фраза превращается в игру слов. Ведь слова - единственное, что остается этим третьестепенным героям, забредшим на первый план чужой жизни.
"Гамлет", реж. Григорий Козинцев, 1964 год
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Михаил Названов
Советский режиссер брался за произведения Шекспира дважды, и оба раза его черно-белым картинам (Козинцев также экранизировал "Короля Лира") удалось передать на экране то, что оказалось не под силу многим цветным адаптациям пьесы. Побуквенно следуя за оригиналом, автор советского "Гамлета" филигранно подменяет оттенки датской трагедии, которую многие привыкли видеть в сочных и неизменно мрачных вечерних тонах. В Эльсиноре Козинцева свет страшнее тьмы, и на дворе бесконечный белый день без солнца да высвеченные скалы, на фоне которых звучит монолог про "быть или не быть". Гамлет в исполнении Иннокентия Смоктуновского - словно случайно забредший в это царство вероломства шестидесятник. А сцена явления призрака его отца - пожалуй, самый волнующий эпизод в советском кинематографе того времени. К просмотру обязательно.
"Гамлет", реж. Грегори Доран, 2009 год
В ролях: Дэвид Теннант, Патрик Стюарт
На родине Барда его пьесу ставят на сцене чуть ли не каждый месяц, изобретая все новые декорации для классического сюжета. Драматург Грегори Доран не стал исключением: изначальную постановку The Royal Shakespeare Company он превратил в снятый при помощи специальной камеры телеспектакль для канала BBC, в котором и не приметишь театральных швов. Эльсинор здесь - тюрьма, теперь уже в прямом смысле слова: замок, превращенный в подземную крепость. Гамлет - рефлексирующий миллениал, чьи кривляния - последние судороги потерявшего всякую веру человека. Кстати, играет его британец Дэвид Теннант, известный многим по роли Доктора Кто из одноименного сериала. На родине его исполнение роли принца датского назвали чуть ли не лучшим прочтением классики за последние пару десятков лет.
"Король Лев", реж. Роджер Аллерс, Роб Минкофф, 1994 год
Пожалуй, самое неожиданное прочтение Шекспира из всех возможных. А ведь именно изложением дворцового переворота в Эльсиноре и является один из самых известных диснеевских мультфильмов. И пускай место Клавдия тут занимает завистливый дядя-лев Шрам, а за справедливость в королевстве борется маленький Симба. Да и вместо Дании у этого юного наследника - все, чего касаются лучи солнца. Зато и призрак отца - Муфасы - тут как тут. И местная Гертруда - Сараби - тоже имеется.
Кстати, "Гамлет" - не единственный источник вдохновения диснеевского мультика. Поговаривают, что корни у этой истории также растут из трагической молодости председателя совета директоров The Walt Disney Company Джеффри Катценберга: в юности тот также пережил предательство близкого человека и вынужден был восстанавливать справедливость. Такая вот мультипликация.
"Гамлет", реж. Майкл Алмерейда, 2000 год
В ролях: Итан Хоук, Джулия Стайлз, Кайл Маклоклен, Лив Шрайбер
Режиссеры и актеры поголовно любят Гамлета. Личину принца датского в собственном фильме примерял на себя британец Кеннет Брана, за Шекспира под началом Франко Дзеффирелли брался и Мел Гибсон… Но эти прочтения мало отходили от оригинального текста, зачастую выполняя функции иллюстрации. Немного поиграться в Гамлета позволил себе американец Майкл Алмерейда, который перенес классика через океан: принц стал руководителем крупной корпорации в Нью-Йорке образца 2000 года, а его роль исполнил главный герой девичьих снов конца 90-х Итан Хоук. Его обаяние не затмевают ни смешная шапка с ушками, ни по моде надетая оверсайз кожаная куртка. По ту сторону баррикад тоже есть на кого посмотреть: Клавдия играет демонический Кайл Маклоклен. В общем, все в этом техно-Гамлете стильно, красиво и интересно.
"Гамлет 2", реж. Эндрю Флеминг, 2008 год
В ролях: Стив Куган, Кэтрин Киннер
Отставить серьезные монологи и шекспировские страсти - пора добавить в трагедию комедийный элемент. Видимо, так решил и режиссер Эндрю Флеминг, чье рассуждение на тему принца датского похоже на настоящую феерию дурновкусия. На дворе конец нулевых, и преподаватель драмы в одной из американских школ ставит свою (музыкальную!) версию происходящего у Барда. От первоначального сюжета остаются рожки да ножки, на авансцену выходит ни много ни мало Иисус Христос. Смотреть это неполиткорректное действо, которое десять лет спустя вряд ли кто осмелится снять, советуем лишь самым стойким духом. Для остальных же - шесть других картин из этой подборки.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...