Евгений Миронов в интервью Светлане Бондарчук о театральных реалиях сегодняшнего дня и курьезных случаях закулисной жизни

2019-12-7 20:10

ние в Петровском переулке превратилось в модное место: на спектакли невозможно достать билеты, что ни премьера, то событие.

Женя, ты знаешь, я, можно сказать, театралка, но в Новом Пространстве Театра Наций в первый раз.

У нас тут эксперименты!

Тогда это точно для меня. Помню, хотела прийти на премьеру "Сказок Пушкина". А ты меня уговаривал подождать: "Приходи на шестой-седьмой спектакль". жден, происходит нечто насильственное, и оно не имеет отношения к тому, что потом будет играться.

Недавно я была на премьере "Дяди Вани". Волновалась так, будто это я на сцену выхожу. Но, честно скажу, стоило тебе появиться, как меня сразу отпустило.

Даже самым близким людям нельзя сказать: "Ой, делайте скидку…" Это невозможно. Скоро поедем с "Дядей Ваней" в Париж — в "Одеон", акомимся. Стараемся абстрагироваться и получать удовольствие от самого спектак­ля. С ""ду актерами. Это мешает в работе?

На сцене тебе как персонажу надо решить ­такое количество задач, что, честно говоря, не до личных отношений. Конечно, здорово хорошооюдный процесс, который что-то меняет и в зрителях, и в актерах… Я к этому вопросу отношусь ответственно.

Но можно быть ответственным и получать при этом удовольестными ребята, которые здесь начинали. Максим Диденко, например.

Много сейчас талантливых ребят, новых имен?

Талантливых много не бывает. Но у нас все талантливые.

"гений" означает, что я не понимаю, как это сделано. А результат — космический. Для меня это Эймунтас Някрошюс. Режиссер, мой друг, которого, к сожалению, не так давно не стало. Я у него спросил однажды: "Как вы придумывае­те сцену?" И он мне рассказал интересную историю, как он сидел дома, придумывал сцену Мышкина и Настасьи Филипповны. У него в голове уже что-то проигрывалось, и вдруг он замечает, что пол грязный. Взял тряпку и стал мыть, чтобы что-то делать в процессе размышления, и не заметил, как вымыл не только квартиру, но и подъезд. Оказался на перволаю), а внимать. Мне все время хочется что-то открыть, чего я не умею. И конечно, наш театр — благодатное поле для экспериментов. У нас работает около 350 артистов и муаклей, наверное, сложно.

Это адская работа для сотрудников, которые этим занимаются. Но есть заинтересованные артисты. Они не отбывают вахту в театре, нет. Это творческий интерес.

Если говорить об актерах... Мне кажется, наша школа — международная. Я, например, смотрю на Джуда Лоу в "Молодом Папе" и думаю: "Великий русский актер".

Я восхищаюсь не многими, но есть для меня очень интересные артисты. Например, вчера посмотрел фильм "Джокер". на сказала: "Женя, такая сложная работа — играть в театре!" ространстве. С удовольствием играл роль Ленина в постановке по Солженицыну "Красное колесо". Это театральный сериал, и наш спектакль был одной из четырех серий. Его режиссер Талгат Баталов сейчас будет ставить роман Мишеля Уэльбека "Покорность" — уже на Малой сцене. И я вижу, как у него "наращиваются мышцы", — материал все интереснее, сложнее. Обсуждаем и детские спектакли. Хочется, чтобы дети не просто порадовались елочке и Деду Морозу, а еще что-то почувствовали. На "Снегурочке" Олега Долина зрители сидят как в шатре, это настоящий праздник театра для детей и взрослых. А на Основной сцене у нас "блокбастер" "Синяя Синяя птица" "Почему этого не было в нашем детстве?!" обязательно детские. В принципе — почему?

Масса причин. Спектакль "Фрекен Жюли", например, который мы играли с Чулпан ­Хаматовой года четыре, сняли, наверное, потому, что я старый.

Оу! Я видела, как ты там с Чулпан прыгал!

Мне так же все мои коллеги говорили: "Оу!" Билеты уходили как горячие пирожки. Красивый спектакль, прекрасная работа Чулпан… Но — все. И с "Figaro. События одного дня" то же самое. Есть спектакли, которые выполнили свою миссию.

А "Гамлета" оны спектакля после долгого перерыва, я забывал, какой у меня следующий персонаж. А у меня там переодевания, как у великого Райкина: 30 секунд — и другой человек. В темноте я не вижу, в кого переодеваюсь. И в какой-то момент я…

Сбился?

Сбились все. Я вышел Офелией с усами. Чувствую странную реакцию зрителей, думаю: ну, наверное, мне пора заканчивать с Офелией. Но быстро нашел выход из положения: взял зеркальце, прикрылся и так доиграл сцену до конца.

Это гениально!

Да. Или как меня один раз спас парик… Спектакль очень сложный технически, 20 человек его обслуживают. Там такое количество проводов, труб, тяжелых дверей, что я с каждым из ребят здороваюсь персонально перед началом спектакля. Ведь от них зависит моя жизнь. Очень хочется, чтобы все прошло хорошо. (Смеется.) Однажды я ударился головой о декорации так сильно, что, если бы не парик, меня, наверное, не было бы в живых. Но сотрясение получил. Пришлось отменять следующий спектакль.

Но тот доиграл?

Доиграл. Как-то плавно.

У тебя в одно время такие разные персонажи... Ты играешь Ленина на Малой сцене и в фильме, а сейчас у тебя новый спектакль, "Я убил царя", "Ленин. Неизбежность" у Володи Хотиненко, мне было интересно, как человек, который изменил мир, находится в беспомощной ситуации, когда он еще не на броневике. Он в эмиграции, а вернуться не может. 

Как ты готовишься к таким ролям?

Читаю параллельно очень много разной литературы — которой можно доверять и которой доверять нельзя. Уже опубликовано множество документов. Сцены, которые мы снимали, — бытовые, а быт Ленина никто никогда практически не играл, он был запрещен.

Да, он — "небожитель".

Он не может ни чихнуть, ни поцеловаться, не дай бог. Мы с режиссером Владимиром Хотиненко пересмотрели много документальных кадров. "Под микроскопом" разглядывая его реакции, изучали психофизику. Я уже мог его погрузить в любую ситуацию: он на улице, он ест суп, он узнает о Февральской революции, он целует любимую женщину… Я понимал, как он себя поведет. Мне всего два раза было тяжело выходить из образа — это Мышкин и Ленин. Такая у них сила характера. В период съемок у Хоти"Figaro. События одного дня". Юлия Пересильд играла Сюзанну, я — Фигаро. И я говорю: "Сюзанна, граф уже здесь"… голосом Ленина. Она в ужасе на меня смотрит — во мне и интонации его, и поведение, и логика. 

У него какая-то уникальная логика?

Безусловно. Человек, который изнат, у него было психическое отклонение? Вряд ли он был безответственным…

Нет, он очень ответственный. Мало того — по окончании съемок мне по-человечески стало его жаль. Вокруг Ленина были близкие люди, но я понимал, что у него не было личной жизни. Это был человек-цель, человек-"лоб". Время было благодатное: царь уже не пользовался популярностью, в Думе — страшные проходимцы… Нужно было, чтобы кто-то довел это разрушение до конца.

Чтобы не совер"Я убил царя".следование. Его режиссер Михаил Патласов — обладатель двух "Золотых Масок", орических персонажей (это касается и царской семьи, и тех людей, которые причастны к расстрелу), они все подобраны абсолютно точно. Говорят, я тоже похож на Николаяе "ожившие фотографии".

России, который мы курируем уже много лет… Театры малых городов на какой-то период были забыты. Там выживали фанатики, которые за копейки занимались искусством. А "Золотые ­Маски", риалов, потому что интернет-платформы дают свободу художнику. Это не означает, что надо обязательно материться, но художник не связан рамками, которые ставят телеканалы, ориентируясь на свою аудиторию. Художник должен делать то, что он не может не делать. Только тогда это "выстреливает". А подгоны под успешные клише неинтересны.

Время прошло уже.

Прошло. И в театре тоже. А еще нигде в мире нет такого количества театров, как у нас.

Я знаю, что недавно "Утиная охота" — наш ежегодный аукцион. Семь лучших московских поваров запекают уток, а наши друзья и партнеры их покупают. Семь уток принесли почти семь миллионов — 6 700 000 рублей. Мы собираем средства для Благотворительного фонда «Жизнь в Движении», который осуществляет протезирование для детей. Началось это с детского дома. Я познакомился с Сашей Шульчевым, у которого нет ног и по два пальца на каждой руке. Но при этом он так читал стихи! Я подумал: «Боже мой! 12 лет мальчику, а уже понятно, что жизствлять реабилитацию. Недавно мы под Москвой такой центр открыли. Он называется "Хочу Ходить". Наш парт­нер — Детская городская клиническая больница им. Башляе­вой, которая оперирует детей со всей страны. Недавно в нашем центре мы, например, сделали протез мальчику из Чечни. У него нет одной ноги, а он всю жизнь мечтал танцевать…

Лезгинку.

Да. И недавно… Этот кадр я не забуду никогда — он так танцевал на свадьбе! Никогда в жизни не скажешь, что у этого ребенка есть или были проблемы. 

Как такие дети к вам попадают?

У нас есть сайт, туда может зайти любой. Бывает, правда, поздно делать операцию. Но мы все равно так или иначе помогаем этим детям… Поздно, я имею в виду, для протезов. Уже кость в таком состоянии, что момент упущен. Это, конечно, плохо.

То есть ты погружен в эту историю?

Не настолько, конечно, как специалисты… Иначе я сойду с ума.

Важно, что ты это делаешь. Последний вопрос. Посоветуй, пожалуйста, на какие спектакли в Москве надо обязательно доехать, что посмотреть?

Ехать никуда не надо — все в этом здании. Тут абсолютно разные режиссеры.

Тогда покажешь мне свой театр?

Пошли! 

Подробнее читайте на ...

спектакль ленина что-то время сцене сцену спектакли доиграл