2016-9-27 20:00 |
Летний Петербург, Петроградская сторона, полдень. На Большом проспекте шумно, но внутри здания темно и тихо. Звуки раздаются лишь из бывшей коммуналки на третьем этаже: по коридорам бегают люди, проходы забаррикадировали камеры. В одной из комнат поверх обоев в цветочек висит портрет Ленина, на столе возле окна - стопки бумаги и печатная машинка. Рядом, за стенкой, в похожей комнате, - мониторы, на стульях сидит съемочная группа во главе с Алексеем Германом-младшим. Идет финальный блок съемок проекта "Довлатов" - сцены в редакции, поздняя осень 1971 года. Пишущий, но практически не издающийся писатель Сергей Довлатов приходит узнать про публикацию своих текстов.
Сейчас обеденный перерыв, но сам "Довлатов" сидит неподалеку, готовится к следующему эпизоду. Это сербский актер Милан Марич, имя которого на протяжении съемок держали в секрете. Сходство Милана с писателем поражает. "Я не искал стопроцентного попадания во внешность, хоть оно и было важным, - говорит Алексей Герман - младший, - зато каждого из нескольких сотен претендентов на роль я просил прочесть финальный монолог из "Дяди Вани". Там такой текст, что сразу понимаешь, что из себя представляет актер. Так я и нашел Милана".
До утверждения на роль Милан не знал русского языка и с прозой Довлатова знаком не был. "Очень жаль", - говорит актер по-русски во время нашего интервью. За прошедший год Марич наверстал упущенное: занялся изучением русского и прочел всего Довлатова. "Больше всего мне понравился "Заповедник", - говорит он, перемежая родной сербский с русскими словами, - правда, книги я читал в переводе: слишком уж своеобразный у Довлатова язык - емкий, яркий; важно понимать каждое слово". В родной Сербии Милан известен: работает в кино и театре, на подмостках успел сыграть не одного исторического персонажа. "Этот опыт научил меня главному: не пытаться копировать героя по внешним признакам - походке, жестам; не делать из него живой памятник. Играть надо тем, что внутри".
"В этом фильме мы не снимаем конкретных героев и события, мы скорее создаем обобщенный образ того времени", - позже рассказывает Алексей Герман - младший о съемках. Из биографии Довлатова (жизнь в СССР, переезд в Эстонию, возвращение и эмиграция в США, где писатель начал издаваться) режиссер выбрал несколько дней перед самым отъездом писателя в Таллин. "Для меня это поворотный момент - окончание юности Довлатова. Время, когда он понимает, что у него не будет иного выхода, кроме как уехать в Таллин". Алексей не называет конкретный первоисточник фильма: "Мы где-то опирались на сборник рассказов Довлатова "Чемодан". Но вообще сделали страшное - начали снимать о писателе, известном своими рассказами, почти не используя его труды. Зачем стремиться повторить эпоху, если это невозможно".
По словам Алексея, многое из 70-х не удалось бы воссоздать даже при сильном желании: "Пришлось отказаться от половины объектов для съемок, потому что все исчезло: застроили. Даже цвет у зданий изменился". "Мы создавали новое пространство, а затем обживали его при помощи вещей того времени, - присоединяется к обсуждению художник картины Елена Окопная. - Это и одежда, сшитая из тканей 70-х годов, и мелочи вроде крышек от бутылок с кефиром, которые и сегодня можно найти на барахолках.
Помощь оказали и участники съемок: люди, один раз снявшиеся у нас в массовке, возвращались на съемки вновь и даже приносили старые вещи: пуговицы, фотографии, открытки. Каждый вложил в кино что-то свое, и хочется верить, что эта энергия в самом фильме будет чувствоваться".
В конце разговора речь заходит о еще одном "герое" картины - Петербурге, в котором Довлатов прожил около 30 лет и который также будет показан в фильме Германа-младшего. "Удивительный город, - улыбается Милан, - приезжаешь сюда и думаешь, что ты такой крохотный, ничего не стоишь. А затем Петербург понемногу принимает тебя, начинает считать своим. И вы становитесь с городом на "ты". Разговор заканчивается, Милан уходит на съемки, надевает "довлатовское" черное пальто. За окном летний Петербург, а внутри, в интерьерах старой коммуналки, - 1971 год, поздняя осень и несколько дней до отъезда в Таллин.
Сергей Довлатов от первого лица
Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой...
Алексей Герман-младший:
"Наша литература - это литература трагических поколений. Уникальность Довлатова в том, что он понял, что к такому поколению принадлежит, и... смирился. Он улыбается в ответ неизбежному. Довлатов вообще нетипичный автор: он похож на американских писателей, которых уважал за наблюдательность и лаконичность. И сам писал так же - в короткой форме, точно и метко"
Светлана Ходченкова, играет актрису, подругу Довлатова.
Светлана ХодченковаУ Сергея Довлатова очень понятный язык: колкий, объемный. Все, о чем он писал, - современно и дерзко. И сейчас, на волне популярности Германа-младшего, проза Довлатова вновь пойдет в массы, люди заинтересуются этим автором.
Данила Козловский, играет фарцовщика.
Персонаж актера в картине - друг Довлатова, художник по призванию, который, кроме того, занимается фарцовкой. "Данила - обычный парень, - говорит о Козловском Милан Марич, - никакой звездности и превосходства. Мы с ним быстро поладили".
Елена Лядова, играет сотрудницу редакции.
"До съемок в "Довлатове" я не была знакома с режиссером, но теперь наконец увидела его искусство в действии. Оно не меряется по шкале коммерческого успеха или выгоды. Это просто чистое искусство. Не знаю, удалось ли мне что-то привнести в его замысел и не испортить... Но мне определенно повезло".
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...