2016-11-18 20:45 |
Мистика
Повесть, ставшая оперой Чайковского; сюжет, перекочевавший в театры и на киноэкраны; классика литературы, превратившаяся в легенду с налетом мистики. Из истории трактовок "Пиковой дамы" можно смонтировать целое кино. Актрисы, игравшие Графиню в театре, заболевали за день до премьеры, танцоры отказывались от партии Германна, а мечтавшие снять "Даму" режиссеры, Михаил Ромм и Михаил Козаков, так и не довели начатое до конца.
Павла Лунгина чужие неудачи не пугают: "Я не понимаю различных примет, мистических верований, не верю в них - это и позволило мне снимать фильм и не бояться предрассудков". К тому же картина Лунгина - не дословная экранизация, а парафраз на новый лад: всемирно известная оперная дива София Майер ставит в Большом "Пиковую даму", молодой тенор Андрей готов на все, чтобы заполучить партию Германна. В "Даме Пик" есть всё: и опера, и драма, и триллер, и экшен, и игры с судьбой.
Одержимость
Над фильмом Лунгин работал восемь лет и несколько месяцев искал исполнителя роли Андрея: "Я уже отчаялся, но буквально за несколько дней до съемок появился Иван Янковский. Пришел на пробы и сказал: "Я прочитал сценарий, эта история - про меня!" Я тогда удивился, но с первой же произнесенной им фразы мне показалось, что я вижу своего героя. Ваня попал в точку, как в музыкальную ноту". "У меня была настоящая одержимость этим проектом, - говорит Янковский, - роль Андрея я могу назвать той, ради которой можно пойти на все. На пробы шел с мыслью: "Либо я, либо никто!" В этом смысле я похож на своего героя".
Софию Майер в "Даме Пик" играет Ксения Раппопорт. "Мой персонаж - это такой пожирающий все живое вокруг себя организм, который питается человеческой энергией, вниманием, любовью", - описывает героиню Раппопорт. София Майер азартна, жестока, играет чужими чувствами. "Это вообще не женщина, это Любовь во плоти, а лучше - Дьявол", - уверен режиссер.
Максимализм
В актуальности выбранного сюжета Лунгин не сомневается: "Дама Пик" - кино о современном поколении "всё или ничего", считающем, что положение в обществе и социальный статус можно завоевать благодаря не упорному труду, а какому-то мистическому пути, фарту. Я сегодня часто вижу таких Германнов, готовых на все, чтобы выиграть в карты у жизни. Но выиграть как раз нельзя, и я хочу показать это желание заполучить удачу и к чему это может привести".
Музыка
"Дама Пик" - киноэксперимент. Кульминацией картины становится настоящая опера "Пиковая дама", в пространстве которой и происходит финал. "Это фильм о спектакле внутри спектакля, - говорит Янковский. - Такая огненная смесь, что герои начинают теряться и сходить с ума". Подготовка к "сумасшествию" была нелегкой: сшили свыше 150 костюмов, на территории "Мосфильма" построили декорации целого театра, а сами актеры брали уроки вокала (впоследствии их партии озвучили солисты Большого театра Агунда Кулаева, Арсений Яковлев, Ирина Чурилова). Получившаяся постановка поражает сценографией и вполне может стать самостоятельной оперой, чего не исключает и сам Лунгин: "Мне было бы интересно еще поработать с этим материалом. Музыка Чайковского совершенно гениальная, психоделическая и современная. Ее хочется слушать и слушать".
История "Пиковой дамы"
Будучи азартным игроком, Пушкин о пагубном влиянии карт знал не понаслышке. Как-то он даже проиграл пятую главу "Евгения Онегина" - правда, тут же отыграл ее обратно. Идею повести о "Пиковой даме" Пушкин позаимствовал у друга, молодого князя Голицына: однажды, крупно проигравшись, он по совету бабки, княгини Голицыной, поставил на три карты - и вернул проигрыш. Сама Голицына узнала секрет тройки, семерки и туза от известного авантюриста графа Сен-Жермена. В опубликованной в 1834 году "Пиковой даме" прототип Голицыной был назван графиней, также появлялся Сен-Жермен. После публикации повести Пушкин писал: "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза".
"Пикова дама" за два века
"Пиковая дама", Ленинградский малый оперный театр, режиссер Всеволод Мейерхольд, 1935 год
Практик и теоретик театрального гротеска, Всеволод Мейерхольд ставил оперу Чайковского в новом прочтении: ввел в спектакль титры, либретто переписал, а игру актеров ограничил скупыми жестами. Партию Графини исполняла оперная певица Надежда Вельтер (на фото вверху). "Рука Мейерхольда ощущалась во всем: безгранично богата была его фантазия и гениальными - сценические находки", - вспоминала она.
"Пиковая дама", Большой театр, режиссер Ролан Пети, 2001 год
Французский хореограф поставил по повести Пушкина два балета. Первый - во Франции, с Михаилом Барышниковым, в 1978 году; второй - в России, на сцене Большого, в 2001-м. Германном в новой постановке стал Николай Цискаридзе, Графиней - Илзе Лиепа. Сам Пети говорил: "Я не вижу этого балета без связи Графини и Германна. Моя "Пиковая дама" напоминает корриду, во время которой погибают оба - и бык, и тореадор".
"Пиковая дама", Большой театр, режиссер Валерий Фокин, 2007 год
Елена Образцова выступала на сцене больше 50 лет - и столько же исполняла партии в "Пиковой даме". Впервые она "попала" в эту оперу в 1964 году - в качестве горничной. Спустя 43 года, в 2007-м, Образцова стала Графиней в постановке Валерия Фокина. 50-летие на сцене в 2013 году певица также отметила исполнением любимой партии. Это выступление оказалось для нее одним из последних.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...