2019-4-20 09:20 |
21 апреля в Санкт-Петербурге пройдет десятая Церемония вручения премии в области современного искусства им. Сергея Курехина, которой сегодня занимаются жена и сын музыканта. Накануне мероприятия мы встретились с Анастасией Курехиной, чтобы узнать, какое продолжение получило дело создателя одиозной поп-механики.
Анастасия, на кого, прежде всего, ориентирована Премия Курехина? Для кого вы ее делаете?
Премия, прежде всего, работает на имя художников. Это и выставка, и каталог, который сохранится на долгие годы. Это хорошая возможность и продвигать современное искусство в России, и работать с зарубежными институциями, интегрировать российских художников в мировое сообщество. К нам ежегодно приезжают известные критики, искусствоведы. Церемония награждения - событие, которое дает возможность познакомиться с актуальными произведениями современного искусства, пообщаться с коллегами. Премия важна и для художников, и для арт-общественности.
Будут ли на Премии почетные гости – сподвижники Сергея, его друзья?
Премия организована Центром cовременного искусства Сергея Курехина, но в качестве гостей, участников к нам каждый год приходят Георгий Каспарян, Виталий Потемкин, Бугаев Африка, Тимур Новиков и музыканты поп-механики. Многие из друзей Сергея сегодня в попечительском совете Премии и принимают участие в работе жюри – художник Анатолий Белкин, режиссер "Ассы" Сергей Соловьев, искусствовед Александр Боровский.
Чем Премия Курехина отличается от других наград в области современного искусства?
Прежде всего, подбором номинаций. По тому, как меняются номинации Премии им. Сергея Курехина, можно отслеживать развитие современного искусства. Именно поэтому у нас появляются новые номинации, уходят те, что потеряли актуальность. Когда-то Гран При "Поп-Механика" стало первой в России премией за перфоманс. Также мы первые ввели номинацию "За искусство в общественном пространстве". В какой-то момент стало понятно, что невозможно сравнивать скульптуру, холст и медиа- объект в рамках одной категории - так у нас появилась номинация "Медиа". В прошлом году мы ввели номинацию "Фестивали", а в этом подумывали о специальной награде для проектов, выполненных в стилистике сайнс арт, но пока решили подождать.
Как проходил отборочный тур в этом году? Сколько заявок? Есть ли общие темы, которые объядиняют художников сегодня?
Мы каждый год стараемся собрать все самое интересное, что было создано в России. Отборочный тур нашей премии проходят работы, наиболее актуальные для современного искусства. Из лонг-листа ежегодно формируется каталог Премии, отражающий этапы развития современного искусства в России и за рубежом. В этом году к нам на отборочный тур пришло более тысячи заявок из сорока регионов России и из ближнего зарубежья. Самой популярной стала номинация "Визуальное искусство". Помимо этого, наблюдается и еще одна интересная тенденция: в этом году очень много работ-исследований. Вероятно, интерес к подобным проектам возрос после победы проекта Сергея Кищенко "Журнал наблюдений" на прошлогодней премии. Откликнувшись на это, многие начинающие кураторы сегодня создают свои проекты в похожей философии и стилистике.
Церемония вручения наград на Премии Курехина проходит в форме перфоманса. Какая из церемоний запомнилась лично вам больше всего?
Мы стараемся сделать из каждой церемонии яркое событие. В 2012 году режиссером был Виктор Крамер, который превратил ее в театрально-музыкальное шоу по мотивам поп-механики. Знаковой стала Премия в Эрмитаже. Симфонический оркестр играл музыку Сергея, а на стены двора проецировались видеоинсталляции Максима Свищева. В процессе церемоний родился большой проект "Курехин NEXT". Эксперимент, организованный Алексеем Айги для награждения, превратился в концерт, на котором удалось сыграть с оркестром музыку Сергея. Концерт два раза состоялся в Большом зале Консерватории в Москве, и оба концерта прошли с большим успехом. В 2016 году церемонией руководили артисты Театра Ахе, а сцена была оформлена картинами Тимура Новикова (участник "Поп-механики", легендарный создатель группы "Новые художники", объединившей изобразительное искусство и музыку; в 80-х к ним относились Борис Гребенщиков, Джоана Стингрей, Сергей Бугаев, Виктор Цой и нггие другие деятели рок-сцены - Ред.). В 2017-м церемония была создана художником Андреем Бартеневым. Никто не говорил речей со сцены, публика свистела в выданные на входе в зал свистки, а в ложах расположились инопланетные существа. Андрей очень творчески придумал всю церемонию, превратив ее в грандиозный и зрелищный театральный перфоманс.
Какой будет церемония в этом году?
Сейчас режиссером церемонии будет Федор Курехин, сын Сергея. Юбилейная церемония разворачивается вокруг опыта мистерии - псевдо-мифологического предания, вплетенного в сновидческое повествование. На второй сцене Большого Драматического театра разместится гигантская голова Сергея Курехина, в которую будет вмонтирована комната - оммаж советской коммуналке. Постановка станет своего рода сном огромной головы, а вручение призов - таинственным иммерсивным действием.
Скоро ли у премии появится собственное здание?
Конечно, ждем не дождемся, когда построят наше новое здание. Центр Сергея Курехина будет располагаться на месте бывшего кинотеатра "Прибой" на Среднем проспекте Васильевского острова. В Петербурге много камерных театров, старинных особняков, но для современного искусства пока что нет ни одного хорошо приспособленного здания. У администрации города до сих пор нет ни одной современной концертной площадки, кроме БКЗ "Октябрьский", построенного в 60-х годах. Центр Сергея Курехина проектируется как современная площадка, которая позволит демонстрировать искусство в любых форматах. Там будет и телевизионная студия, и студия звукозаписи, и выставочное пространство, и концертные залы разной вместимости.
На этой площадке можно будет сделать много новых и интересных проектов для Петербурга, потому что она будет соответствовать потребностям: и по технике, и по дизайну, и по начинке. Это будет площадка, где смогут найти себя и выступать талантливые артисты, музыканты, художники, как классические, так и авангардные. Абсолютно современное трансформирующееся пространство для многих видов современного искусства.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...